RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +11

0 м/c,

738мм 50%
Подробнее
2 Пробки
USD 90,65
EUR 98,58
Бизнес Александр Соколов, директор завода ЖБИ-1: «Если страна сейчас сидит на сырьевой игле, то стоит пользоваться моментом – открывать налоговую тему»

Александр Соколов, директор завода ЖБИ-1: «Если страна сейчас сидит на сырьевой игле, то стоит пользоваться моментом – открывать налоговую тему»

" src=

Это интервью с Александром Соколовым, на первый взгляд, сложно отнести к традиционному формату «Бизнес-элиты» – оно не о конкретном человеке или предприятии. У самой встречи был иной повод – работа над материалом «Кому принадлежит стройиндустрия Челябинска». Однако разговор, касавшийся приватизационной истории завода ЖБИ-1 и места в ней его нынешнего руководителя, поставленным вопросом не ограничился. Речь заходила и о проблемах строительной отрасли сегодня, и о ее перспективах, и о перспективах бизнеса в России в целом. Высказанные по этому поводу суждения из-за тематических и временных рамок в основной текст материала не вошли, но показались нам дискуссионными и интересными для того, чтобы их опубликовать.

Завод ЖБИ-1 – достаточно крупный производитель панелей. Сейчас в рамках нацпроекта этот материал востребован, но, когда рынок насытится, что ждет панель?

– Все двадцать лет, сколько работаю, говорится, что КПД не имеет перспективы. В то же время панельное жилье я встречал и в Германии, и в Арабских Эмиратах. Там, если речь не идет о высотной застройке, то панельная часть в любом случае присутствует. Степень присутствия зависит от исторического облика города, но в отличие от того, что есть у нас, архитектурные решения гораздо интереснее. В целом, сейчас перспективы этого типа домостроения зависят от качества панелей, если его совершенствовать, то КПД будет существовать и дальше, поскольку всегда будет существовать социальное жилье.

" src=

– Говорят, одна из серьезных проблем стройиндустрии связана с тем, что поставлявшая ей раньше технику отрасль развалилась. Насколько это так?

– Не могу сказать за других, поскольку мы технологические линии берем и будем брать только за рубежом. Я готов заплатить дороже, только чтобы проблем было меньше - это вопрос качества. Но здесь возникает нюанс: в наших условиях даже дорогое оборудование не гарантирует на выходе качественного продукта. Нужны сооотвествующие исходные материалы, допустим, щебень определенной фракции, а местные производители подобного не делают. В итоге разговор с ними сводится к «бери, что есть и будь доволен, если не нравится – не получишь вообще».

Есть серьезнейшая проблема с машинами-панелевозами. Их катастрофически не хватает. Я уже полгода упрашиваю руководство Челябинского завода автоприцепов сделать панелевоз – не хотят.

– Возможно, мощностей не достаточно…

– Объясняют тем, что до 2009 года заняты оборонным заказом. Я даже предложил взять у них чертежи и лицензию, разместить производство на стороне и платить им проценты. Не соглашаются. Конечно, я могу научиться делать на своем предприятии панелевозы. Но тогда о каком нацпроекте речь? Пример совершенно другого подхода – Арабские Эмираты. Там завод по производству этих автомобилей поставили за один год. Техника по качеству и грузоподъемности на порядок превосходит российскую – поднимает до 80-100 тонн. Проблема заключается в том, что она не подходит нашим дорогам – здесь и 20-тонные машины разрывает. В результате наша техника неважного качества, старой модификации и маленькой грузоподъемности пользуется таким колоссальным спросом.

– Считается, что развитие сдерживает и нехватка цемента?

– Проблема есть. С одной стороны, технологическая замена оборудования – этим сейчас заняты многие предприятия стройиндустрии – экономит расход цемента примерно на 10 %. С другой стороны, скорость переоборудования невысока, а потребности внутреннего рынка с ростом строительства увеличиваются. Это и позволяет цементной промышленности диктовать цены. На мой взгляд, цены на цемент будут расти как минимум пару лет.

– Цены на стройматериалы будут расти пропорционально?

– Конечно, нет. Часть затрат уходит в издержки предприятия, часть зарабатывается им в дефицитных регионах. Челябинская область к таким не относится.

– Большое количество предприятий стройиндустрии в области должно, по идее, сказываться на уровне конкуренции и в конечном итоге на стоимости жилья?

– Здесь ситуация следующая. В области стройиндустрия действительно представлена широко, но мы окружены дефицитными с этой точки зрения регионами – Свердловская, Тюменская, Пермская, Курганская области. В период 90-х они позволили выжить большинству челябинских предприятий стройиндустрии и строительных компаний, научившихся работать на внешнем рынке. Те, кто нашел туда дорогу, работают там до сих пор. Так, только у ЖБИ-1 на сегодняшний день около 80 % продукции уходит в северные регионы, и отказываться от этих контрактов мы не собираемся. С одной стороны, это позволяет больше заработать: если рентабельность у отрасли в Челябинске 10-15 %, то на севере она, естественно, выше. С другой стороны, несмотря на количество предприятий стройиндустрии, работающих в области, мы благодаря внешнему рынку можем работать, не расталкивая друг друга локтями. В итоге ценовой конкуренции на внутреннем рынке практически нет. К тому же у многих предприятий есть своя основная ниша – производство свай, товарных бетонов и так далее.

– То есть предпосылок для снижения цен на жилье в Челябинске нет?

– Предпосылка есть. Для местных строителей интенсивность размещения объектов стройиндустрии – это хорошо, поскольку позволяет выбирать и в качестве, и в цене. В соседних регионах – той же Свердловской области – стройматериалы дороже. Но сейчас рост цен на жилье зависит не от стройматериалов, а от повышенного спроса на квартиры. В результате рентабельность строительного бизнеса в некоторых случаях доходит до 80 %, приближаясь к торговле оружием.

Ситуацию может исправить только увеличение предложения, но его сдерживают и внутренние причины, такие, например, как конфликт с ЮУНИИПОК, и внешние – нужно пересматривать политику государства.

– В чем именно?

– Прежде всего – в налоговой сфере. Возьмите Арабские Эмираты. Для развития любого бизнеса, в том числе и строительного, это сказочное место. Здесь фактически отсутствуют налоги, налоговый аппарат, пенсионные фонды и т.д. При этом имущественные интересы граждан защищены исключительно.

– Каким образом это возможно?

– Если ты араб, то у тебя уже с рождения появляется собственный счет, на который страна отчисляет деньги с продажи национального богатства – нефти (аналогична ситуация и в Норвегии). Кроме того, по законам земля и недвижимость в стране может принадлежать только гражданам, ими же считаются арабы в пятом поколении. Но любой иностранец, взяв араба в бизнес-компаньоны, может разбогатеть сам, сделать еще более богатым своего компаньона и страну в целом. Желающих вести свой бизнес в Эмиратах огромное количество, поэтому валовой продукт удваивается не за 5-7 лет, а за год. Это и есть интенсивный путь развития. Россия на него никак не может решиться, хотя по ресурсам превосходит Эмираты многократно.

– А предпосылки для такого пути развития есть?

– У нашей страны сегодня колоссальное финансовое состояние – стабфонд трещит по швам, золотовалютный запас таков, что через несколько лет он станет самым большим в мире. И это неправильно. Нужно финансировать развитие внутреннего валового продукта. Если мы сейчас сидим на сырьевой игле, то стоит пользоваться моментом. Стоит открыть налоговую тему. И прежде всего – убрать налог на добавленную стоимость. Ведь в Европе он был введен для того, чтобы урегулировать вопросы перепроизводства. Нам это пока не грозит.

" src=

Или взять, к примеру, средства Пенсионного фонда. Сколько бы человек через своего работодателя не платил налогов, в итоге он получит малую толику. Это фактически замороженные деньги населения, на которые оно могло бы развивать свой бизнес. Сейчас основная часть их идет не пенсионерам, а на содержание госаппарата.

– Вряд ли система согласится сама себя упразднить…

– В этом и заключается весь вопрос развития. Был этап, когда главной задачей стояло рассчитаться с внешними долгами, – рассчитались, была необходимость наполнить бюджет – наполнили, теперь нужно менять структуру доходов населения. Иначе мы до бесконечности будем говорить о низких зарплатах, коррупции и прочем.

" src=

Это, кстати, напрямую касается и облика городов. Повторюсь, но даже архитектурные решения с панельными домами в Арабских Эмиратах несравнимо интереснее. Сегодня на этой «всемирной стройке» работает лучшая техника и лучшие проектировщики со всего мира. Объекты возводятся уникальные как с точки зрения технологии, например, строительные краны расположены внутри зданий, так и с точки зрения дизайна. Вот небоскреб, украшенный каменной икебаной в шесть этажей. Вроде, бесполезно, но очень красиво.

– Сложно представить, что наш бизнес согласится на подобные решения…

– Для того, чтобы владелец здания мог сделать его красивым ради собственного удовольствия и удовольствия окружающих, он должен быть хотя бы немного богат, ему должно быть интересно жить в этой стране.

– А у вас желания заняться бизнесом в Эмиратах не возникало?

– Мне сегодня интересно здесь. Жаль, что развиваемся не интенсивным путем, возможно, это вопрос времени. Но строительство активизировалось, а если страна начала строить – общеизвестный факт – она будет богатеть и развиваться.

Фото: Фотографии Александра Соколова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления